Главная » 2019 » Февраль » 3 » Нельзя сидеть на двух иглах сразу
03:49
Нельзя сидеть на двух иглах сразу
Зависимость от экспорта энергоносителей и импорта абсолютно всего делает нас уязвимыми для санкций Запада
 
Новые так называемые секторальные санкции затронут три сферы российской экономики: энергетическую, оборонно-промышленную и финансы. Причём когда говорится об энергетике, речь вовсе не идёт о каком-то запрете поставок нашего газа в Европу: эта область как раз никаким санкциям не подверглась. И понятно почему: ведущие европейские страны хотя и снижают с каж­дым годом зависимость от российского газа, на сегодняшний день пока в нём весьма заинтересованы.
 
И Обама бывает прав
 
А вот для российских нефтяников объявленные санкции могут оказаться весьма чувствительными: под запрет подпадают технологии и новейшее оборудование, необходимые для разработки месторождений с так называемыми трудноизвлекаемыми запасами. А это шельфовые проекты в Арктике и на Сахалине, то есть практически все известные на сегодняшний день основные перспективные запасы чёрного золота России, и без технологий, в которых наша страна намного отстала от Запада, работы на арктическом шельфе будут, мягко говоря, крайне затруднены.
 
США и ЕС вводят также санкции на поставки продукции двойного назначения, то есть той, что может быть использована как в гражданских, так и в военных целях. Здесь могут серьёзно пострадать предприятия Объединённой судостроительной корпорации. Далее, при производстве военных самолётов в Объединённой авиа­строительной корпорации до сих пор использовалась авионика европейского производства. Пострадают также предприятия других направлений ОПК. Санкции, таким образом, могут серьёзно осложнить процесс модернизации и российского кораблестроения, и военной авиации, да и всех Вооружённых сил.
 
Наконец, о финансовом секторе. В список объектов, затронутых американскими санкциями, попали такие крупнейшие российские банки, как ВТБ, Банк Москвы и Россельхозбанк. Первый и третий из перечисленных банков попали одновременно и в санкционный список Евросоюза, куда также вошли Сбербанк, Внешэкономбанк и Газпромбанк. Таким образом, с одной стороны, можно констатировать, что пока затронуты лишь несколько банков с мощным государственным участием. При этом рядовые вкладчики упомянутых банков на сегодняшний день непосредственно не пострадают. Так же спокойно могут пользоваться своими карточками Visa и MasterCard их держатели.
 
С другой стороны, западные санкции против крупнейших банков - это сигнал всему мировому финансовому сообществу об их "неблагонадёжности", и последствия не замедлят сказаться. Так, в ближайшее время будут свёрнуты многие инвестиционные программы на территории России, а некоторые уже начали сворачиваться. Скажем, уже буквально на следующий день после введения финансовых санкций со стороны Евросоюза Европейский банк реконструкции и развития объявил о прекращении финансирования нескольких проектов в нашей стране.
 
Далее, нельзя забывать об отрицательном "кумулятивном" эффекте от объявления санкций. Вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов напоминает в этой связи, что если в первом полугодии 2013 года все заёмщики в регионах РФ (включая банки) привлекли иностранных капиталов на 36 миллиардов долларов, то за первое полугодие нынешнего года, то есть когда в "воздухе запахло грозой", - в 6 раз меньше. И это случилось ещё до, а не после введения санкций, так каких же потерь можно ожидать сейчас? А ведь за каждым привлечённым (и, соответственно, непривлечённым) кредитом стоят столь нужные нашим регионам проекты.
 
Словом, как заявил Барак Обама на лужайке у Белого дома, объявляя о введении санкций, "они сделают слабую российскую экономику ещё слабее". Приходится признать, как бы это ни было обидно, что президент США в данном случае прав.
 
И в этой связи нельзя не сказать ещё об одном очень важном моменте. Выше, говоря о рядовых вкладчиках и держателях пластиковых карт, мы не случайно упомянули сегодняшний день, когда им не нужно беспокоиться. Но что может случиться завтра, если отношения Запада с Россией ещё более накалятся?.. И здесь приходится напомнить некоторым нашим "оптимистам" о том, что Запад может развернуть и "четвёртый пакет" санкций, о котором пока говорят лишь вполголоса. Это полномасштабный запрет поставок потребительских товаров.
 
В каком положении окажется сегодняшняя Россия, зависящая почти на 80 процентов от импорта лекарств, на 75-80 процентов - от импорта одежды и на все 100 процентов - от импорта компьютеров, планшетов, мобильных телефонов и тому подобного? Что следует делать России в такой ситуации? Вначале попробуем определить, чего делать не следует.
 
Чего делать не надо
 
Прежде всего не надо кормить население вредной - иначе не скажешь! - пропагандистской жвачкой типа "нас бьют, а мы только крепчаем". Потому что если в один совсем даже не прекрасный момент значительная часть россиян - пенсионеры, граж­дане, нуждающиеся в медицинской помощи, а также и молодёжь, привыкшая к всевозможной импортной технике, - почувствует существенное ухудшение условий жизни и начнёт выходить на улицы, кому от этого "покрепчает"? Можно сколько угодно раз повторять, подобно заклинанию, слова о том, что "Евросоюз тоже потеряет от санкций", но российской экономике и её населению от возможных чужих потерь легче не станет.
 
И ещё: политикам и политологам пора перестать тешить людей пустыми надеждами на то, что Запад-де расколется, Европа восстанет против диктата Вашингтона и тому подобными. Как раз все последние события вокруг Украины и скоординированность действий Запада в вопросе о санкциях лучше всего продемонстрировали иллюзорность подобных надежд. Стало очевидно: если что-то когда-то и способно подорвать евроатлантическую солидарность, то этим "что-то" в последнюю очередь будут какие-то тёплые чувства к сегодняшней России. В случае постановки любого вопроса ребром в рамках НАТО и Евросоюза всегда будет действовать примат большой политики по отношению к экономическим интересам каких бы то ни было, даже крупнейших корпораций, и это необходимо учитывать.
 
Что надо делать
 
Во-первых, надо наконец определиться: намерена ли Россия и дальше рассчитывать на то, что отношения с Западом в очередной раз устаканятся (правда, непонятно, какой ценой) и можно будет продолжать жить на "импортной игле" до следующего кризиса или настроена на решительное изменение своего сегодняшнего безрадостного положения? При втором варианте необходимо осознать, что потребуется многолетняя и тяжелейшая работа - и не просто по минимизации последствий западных санкций за счёт увеличения импорта из ещё оставшихся дружественных стран, а по подъёму до сих пор не восстановленных с момента развала СССР отраслей промышленности. Причём речь идёт о многих отраслях - от безобразно запущенной лёгкой промышленности до высокотехнологичных производств машиностроения, в том числе ОПК.
 
В ходе совещания, которое на прошлой неделе провёл Владимир Путин, речь непосредственно шла как раз об импортозамещении в оборонно-промышленном комплексе. При этом президент подчеркнул, что делать заново придётся не на уже устаревшей за прошедшие годы, а на современной, высокотехнологичной базе. Но где её взять? Значит, её необходимо создавать. Для начала потребуются чётко составленные на много лет вперёд планы, реально подкреплённые огромными средствами. А откуда, в свою очередь, их можно взять? Сегодня только из одного источника - из нефтегазовой "кубышки". Следовательно, потребуется серьёзная экспертная работа по конкретному определению сумм, которые необходимо оттуда извлечь. Серьёзная цель требует и серьёзных, а не бумажных и не словесных усилий.
 
Олег Черковец
Просмотров: 272 | Добавил: blinnene1975 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0